«Авангард»

Ещё в предвоенные годы ЦК ВКП (б) и Советом Народных Комиссаров было принято решение о строительстве на Урале нового военного завода.

Совнарком БАССР своим постановлением от 10 декабря 1940 года отвёл площадку под строительство завода №850 среди хлебородной пашни в четырёх километрах севернее города вблизи реки Куганак и железнодорожной станции Косяковка. Сам факт выбора места строительства нового завода на Урале, в районе, отдалённом за тысячи километров от государственных границ, является свидетельством реальной политики Советского государства, готовившегося к войне.

Строительство будущего завода началось с подсобных сооружений (склады, дороги), временного жилья (землянки, бараки). Вручную сооружали железнодорожные пути от седьмого разъезда до места строительства завода и водопровод от реки Куганак. Параллельно с этим сооружались воздушная линия электропередачи и подстанция. Затем строительство завода было передано особой строительно-монтажной части (ОСМЧ) №50.

Осенью 1941 года на строительную площадку завода начали прибывать эшелоны с оборудованием и людьми с эвакуированного завода №59 имени Г.И.Петровского из Ворошиловоградской (с 1958 года Луганской) области Украины. По имени станции, на которой стоял завод, называли его в обиходе Петровеньковским.

В предвоенные годы этот завод был первопроходцем в отечественном производстве нитроглицериновых порохов, в том числе пороховых составов для развивающегося твердотопливного ракетостроения. Уже в 1934 году на заводе №59 был пущен первый в СССР цех по производству баллиститных порохов, научные основы технологии которых создал величайший учёный-пороходел Александр Семёнович Бакаев.

Первый петровеньковский эшелон шёл кружным путём через Ростов-на-Дону, Минеральные Воды, Махачкалу, Баку, паромом пересекал Каспийское море, потом через Ашхабад, Бухару, Ташкент и Самару на Уфу. И уже оттуда – в Стерлитамак. Очевидно, в первые военные месяцы длинный маршрут был единственно возможным: пути европейской части страны были перегружены эшелонами, идущими на фронт. Определённую роль сыграла и забота о сохранности оборудования.

Петровеньковцы составили кадровый костяк нового завода №850 Наркомата боеприпасов. Некоторые из них вернулись на родину после того, как станция Петровеньки была освобождена от немецких оккупантов и в январе 1944 года правительством было принято решение о восстановлении предприятия на прежнем месте. Многие остались в Стерлитамаке и работали здесь долго, с большой отдачей, считая завод своим.

Молодой специалист Н.Н.Беляева прибыла по распределению на Петровеньковский завод 2 июня 1941 года: «На заводе готовился к пуску объект, опробовалось оборудование, готовились рабочие кадры, инструкции, техническая документация. Но спустя два месяца этот объект начали демонтировать для эвакуации на Урал. Наш эшелон выехал в конце октября и состоял из 56 товарных вагонов, наполовину заполненных оборудованием, с настилом из досок, на которых люди могли расположиться только сидя или лёжа. В числе эвакуированных были ИТР с семьями, молодые специалисты, пожарная охрана. В Стерлитамак прибыли 18 ноября. Здесь была уже самая настоящая зима, было очень тихо и светило солнце. Мы радовались: какая хорошая зима! Но где же завод? Оказалось, это только стройплощадка в нескольких километрах от города…»

Эвакуированных и строителей разместили в городе и близлежащих деревнях и в землянках-времянках, сооружённых вокруг строящегося завода.

Строительная база была основательной, к этому времени уже действовал завод силикатного кирпича, а также линия по выпуску гипсошлакоблоков, из которых строились жилые бараки.

Монтаж оборудования вели специализированные монтажные организации. Однако это было непростым делом. Оборудование, эвакуированное из Петровенек, было некомплектным. Отсутствовали фундаментные рамы, которые не смогли снять при демонтаже, растеряны по дороге редукторы и электромоторы, всё это надо было доукомплектовывать на месте. Горы сгруженного с платформ оборудования лежали вдоль железнодорожных путей на станции. В обиходе их называли «кучи счастья». В них искали и находили то, что можно было использовать. Было странно смотреть, как для привода вальцов использовали редукторы мощностью 80 кВт и рядом – 12 кВт при проектной мощности 22 кВт.

Сроки пуска завода требовали ускорения темпов строительства, и многие здания строились из дерева. Те здания, где требовалось тепло, выполнялись в каркасно-засыпном варианте, в остальных деревянный каркас обшивался вагонкой – так были построены несколько холодных складов, котельный цех. Не хватало цемента, и тогда было принято решение выполнить фундаменты под кислотные насосы из гипса с тройной обклейкой изоляцией. И надо сказать, это был выход из положения. Когда уже после войны здание остановили на капитальный ремонт и демонтировали насосы, то внутри изоляции фундаментов оказалась сметанообразная масса.

К ноябрю 1942 года практически все здания были построены, продолжался монтаж оборудования. Самыми узкими местами оказались котельная, водонапорная башня, теплосети и водопровод. Работы на этих объектах велись круглосуточно.

Прокладка теплотрассы и водопровода от водонапорной башни пришлась на ноябрь и декабрь, когда морозы доходили до 40 градусов и более, а бураны и снегопады за ночь заносили траншеи, так что с утра их приходилось откапывать заново. Промерзание земли достигало двух метров, поэтому круглосуточно горели костры, а за ними, по мере оттаивания грунта, шли рабочие с кирками, ломами и лопатами и рыли траншеи.

К середине декабря была пущена первая очередь котельной, дано тепло в здания, подана электроэнергия, и с этого времени все монтажники были переведены на казарменное положение. Выдали матрацы и подушки, организовали круглосуточное питание. Работы велись непрерывно, рабочие отдыхали 3-4 часа и снова брались за работу.

С середины января 1 943 года, по мере окончания монтажа оборудования, началась его ревизия и холостая обкатка. Не всё было гладко: при невыясненных обстоятельствах возник пожар в котельном цехе, где управление «Союзпроммонтаж» изготавливало нестандартное оборудование. К счастью, к этому времени всё оборудование для первой очереди было уже изготовлено и передано в монтаж.

При пробном пуске воды из водонапорной башни обнаружились повреждения водопровода, выполненного из асбестоцементных труб, и снова – круглосуточные костры, снова ручная откопка траншей и восстановление повреждённых участков.

В составе первого руководства завода №850 были: директор Мартынов, сменивший накануне пуска директора строящегося завода Виктора Георгиевича Давыдова, главный инженер Клавдий Иванович Баженов, главный технолог Измаил Арефулович Козаков, главный энергетик Александр Фёдорович Филатов.

Рабочие кадры комплектовались в основном из женщин и девушек, которые к этому времени прошли практику на родственных заводах. Даже на весьма ответственных, тяжёлых и вредных работах, где традиционно были заняты только мужчины, работали женщины.

В первых числах февраля 1943 года началась подготовка к пуску завода, а с 8 февраля была создана бригада под руководством главного инженера завода, в присутствии которой производился последовательный пуск оборудования на рабочей среде и передача сырья и технологических смесей из здания в здание.

Порохов в стране в то время не хватало, их покупали у союзников – Великобритании и Соединённых Штатов. Уже прорвана блокада Ленинграда, уже завершена битва на Волге, освобождены Курск, Воронеж, Краснодар, но перелом в войне ещё не стал необратимым. Враг переходит в контрнаступление на Юго-Западном фронте. Самые ожесточённые бои идут непосредственно вблизи тех мест, откуда был эвакуирован завод.

И вот настал долгожданный день. 23 февраля 1943 года в клубе строителей собрались строители, монтажники, работники завода, представители партийных и советских организаций на торжественное собрание, посвящённое пуску завода. Перед самым открытием собрания главный инженер Клавдий Иванович Баженов принёс в президиум в бумагу первую продукцию – пороховую шашку к знаменитым гвардейским миномётам БМ-13У «Катюша». И этот день утвердился официальной датой рождения предприятия.

Первая очередь завода в строю! Это стало хорошим подарком войскам, добивавшим в это время в окружённом Сталинграде трёхсоттысячную армию гитлеровских захватчиков.

Работа шла в три смены по 8 часов без выходных во вредных цехах и в две смены по 11 часов для обслуживающего персонала – слесарей, электриков и других.

Одновременно шло строительство второй очереди. Нестандартное оборудование готовили на месте, гидравлические прессы имелись в наличии, а вот вальцы отсутствовали. Парткомом было предложено направить представителя завода в осаждённый Ленинград для демонтажа вальцов на заводе «Красный треугольник», выпускавший знаменитые калоши. Для выполнения этой задачи был выделен опытный инженер-механик Рыженко. Надо сказать, он успешно справился с заданием. По указанию горкома партии Ленинграда в его распоряжение была выделена бригада заключённых, она и выполнила демонтаж вальцов, и снова – без фундаментных плит.

Вальцы были погружены на автотранспорт и по «Дороге жизни» через Ладожское озеро груз был доставлен до ближайшей железнодорожной станции. Месяца через три долгожданный груз прибыл на станцию назначения.

«Дорога жизни» во время Великой Отечественной войны была единственной транспортной магистралью через Ладожское озеро. В периоды навигации – по воде, зимой – по льду. 18 января 1943 года со взятием советскими войсками Шлиссельбурга Ленинградская блокада была прорвана, по южному побережью Ладожского озера была проложена железная дорога до станции Поляны, но ладожская коммуникация продолжала действовать вплоть до окончательного снятия блокады Ленинграда 27 января 1944 года. По ней и вывозилось оборудование для стерлитамакского завода.

Ввод новых мощностей постоянно требовал повышения расхода электроэнергии и тепла. Были введены в строй дополнительные котлы в котельной, а это в свою очередь увеличило расход угля. В один из зимних месяцев 1944 года замдиректора завода вылетел в Кузбасс для отгрузки очередного эшелона угля. Однако эшелон на завод не прибыл. Оказалось, что его по указанию уполномоченного ГКО разгрузили на Челябинском тракторном заводе, выпускающем танки. Завод был поставлен на грань остановки, что грозило невыполнением плана и возможным размораживанием систем теплоснабжения. Тогда решили использовать мазут, находящийся в земляных резервуарах. Для этого на каждом котле были изготовлены и смонтированы баки со змеевиками, построена пешеходная эстакада на уровне второго этажа, и началась борьба за выживание завода и обеспечение поставок фронту. Была выделена рота трудармейцев, которые разрабатывали в котлованах замёрзший мазут, на носилках доставляли его в котельную и по эстакаде загружали баки. Таким образом была обеспечена бесперебойная работа завода до подхода нового эшелона с углем.

Завод №850 стал основным поставщиком пороховых зарядов к «Катюше», государственное задание постоянно перевыполнялось. За годы войны было изготовлено и поставлено фронту 572,4 млн зарядов, в том числе зарядов к «Катюше» было поставлено 15,8 млн штук. Госкомитетом Обороны особое внимание уделялось производству зарядов к «Катюше». Их выпуск контролировался лично И.В.Сталиным. Доля завода №850 в общем объёме военной продукции составляла около 13 процентов. С июня 1943-го предприятие начало перевыполнять план, а к концу года достигло проектной мощности. Государственный план 1944 года был выполнен уже к концу ноября.

«Катюша» по праву считается символом Победы. Это было эффективное оружие, способное не только поражать живую силу и технику противника, но и оказывать серьёзное психологическое воздействие. Залп одной ракетной установки обрушивал на голову врага шестнадцать 132-миллиметровых или тридцать два 82-миллиметровых снаряда. В считанные секунды они буквально перепахивали большую территорию в районе цели.

К 1945 году произошли крупные кадровые изменения в руководстве завода. Был отозван в Москву главный инженер К.И.Баженов. Вместо него назначен инженер-подполковник Горбачёв. Директор завода Мартынов был переведён на один из подмосковных заводов, место его занял главный инженер, а главным был назначен Г.Я.Лабзин.

Поделиться: