Завод «Красный пролетарий»

Ещё в 1937 году в Наркомате нефтяной промышленности СССР приняли решение о перебазировании механического завода «Красный пролетарий» из Баку в Стерлитамак. Перебазирование завода намечалось осуществить в 1942 году, но начавшаяся война внесла свои коррективы.

10 сентября 1941 года 97 работников завода со своими семьями во главе с вновь назначенным директором Н.А. Варламовым выехали из Баку. Переселенцев погрузили на баржи, плыли до Астрахани, где пересели на пароход и по Волге, Каме и Белой добрались до Уфы. Не обошлось и без приключений – одна из барж затонула вместе со скарбом и тёплой одеждой. От Уфы до Стерлитамака ехали уже поездом.

В числе тех, кто впервые ступил на башкирскую землю, были начальник ОТК Н.Т.Дворцов, начальник ПТО А.Я.Цупкин, инженер В.Е.Телятников, сменный мастер Г.И.Липаткин, токари братья Сальниковы, слесарь М.Бородин и десятки других бакинцев. Было это 29 сентября.

Зима сорок первого выдалась на редкость суровой: морозы доходили до 53 градусов. А тёплой одежды у приехавших не было, люди вынуждены были греться теплом от станков, укутывались одеялами. Р.Н.Зимина вспоминает: «Время-то военное, по двенадцать часов не уходили из цехов. Цехи же не отапливались, остановишь станок, так на нём сосульки появляются! Но всё выдержали, не спасовали».

Предназначенная для завода промплощадка оказалась уже занятой Одесским станкозаводом. Местом размещения прибывшего из Баку оборудования стало шлакоблочное неотапливаемое помещение машинно-тракторной мастерской, которое внешним своим видом напоминало барак. В нём и разместили механический, моторный, ремонтно-механический цехи, электроцех. Территория МТМ ограждения не имела, как и проездов с твёрдым покрытием. Помещение, конечно, пришлось частично перестраивать, поэтому все ИТР и служащие днём работали на строительстве, а вечером на своих рабочих местах.

Из Баку доставили 12 единиц станочного оборудования, потом завод получил дополнительно 16 станков и три паровых котла локомотивного типа. С самой лучшей стороны проявили себя специалисты-краснопролетарцы, возглавляемые Н.А.Варламовым, который до пуска завода руководил монтажом оборудования. На новом месте трудовому коллективу завода предстояло в короткий срок освоить капитальный ремонт бурового оборудования: лебёдок, вертлюгов, грязевых насосов, обеспечить их поставку предприятиям треста «Башнефтеразведка». С первых чисел октября краснопролетарцы получили задание ещё и на производство корпусов снарядов для противотанковых орудий.

22 октября приказом Наркомнефти директором завода был назначен С.С.Тарумян, приступил к своим обязанностям главный инженер Е.С.Зейде. Первым начальником цеха по выпуску спецпродукции был А.А.Карцев. Цех, который он возглавил, пришлось строить днём и ночью, вместе с рабочими в строительстве участвовали инженеры, технологи и конструкторы. Работы велись интенсивно, но вскоре выяснилось, что из-за отсутствия необходимых строительных материалов задерживается возведение крыши. Все станки уже стояли на фундаментах, поэтому директор принял решение немедленно приступить к изготовлению корпусов снарядов. В ночь на 1 декабря были изготовлены первые комплекты.

Немаловажную роль в становлении производства на новом месте сыграли инженер-технолог Б.А.Бабич, инженер-конструктор Л.Б.Хазанская, инженер по производству Р.А.Шнайдштейн, цеховые и сменные мастера Г.С.Медведев, П.Г.Малкин, В.Ф.Гнётов, М.И.Кулиш, В.Ф.Шувалов, квалифицированные токари П.Г.Яковлев, Ф.А.Вахитов, И.У.Забалуев, А. Г.Фомичёв, И.В.Мельников, А.С.Резников, Н.М.Готванский.

18 марта 1942 года стало датой организации механосборочного цеха для капитального ремонта моторов Челябинского тракторного завода, двигателей зарубежного производства. В состав цеха вошли сварочное и кузнечное отделения. А коллектив цеха возглавил Н.А.Варламов. Цех выполнял также заказы треста «Башнефтеразведка».

Вполне естественно, что к станкам пришлось вставать жёнам и детям бакинцев и местным жителям. Система производственного обучения складывалась стихийно: новых рабочих учили прямо у станка. Обстановку тех дней хорошо передают воспоминания Р.Н.Зиминой: «Прошло много лет с того дня, как я пришла с отцом в цех. Первые две недели внимательно следила за его работой, а на третьей неделе он сказал, что, дескать, хватит, дочка, за спиной стоять, в учениках быть, становись за станок. Сделал он мне маленькую подставку под ноги, я на неё встала и приступила к обработке первой своей детали».

Первыми учениками токарей стали Михаил Глебов, Александр Алексеев и Виктор Чернов. За ними пришли Мария Сисина, Александр Кабанов, Тихон Лалаев, Елена Чернышёва, Татьяна Никифорова, Нина Варламова, Михаил Исаев. Действенным способом обучения оказалось прикрепление к новичкам мастеров и кадровых рабочих; в результате такой организации занятий сроки учёбы значительно сокращались. В 1942 году учениками токарей были зачислены в общей сложности более ста человек.

В течение всех военных лет краснопролетарцы продолжали расширять и реконструировать предприятие.

На завершающем этапе Великой Отечественной войны на заводе начали проводить капитальный ремонт двигателей, отработавших свой срок на танках Т-34. Отремонтированные дизели применялись на буровых «Башнефти». На «Красном пролетарии» организовали также курсы, готовившие мотористов и механиков для обслуживания на буровых танковых двигателей системы В2-ИС. К концу войны заводчане наработали значительный опыт в проведении капитального ремонта и импортных двигателей.

Поделиться: