Стерлитамакский станкостроительный завод
Одесский машиностроительный завод, принадлежавший фирме Беллино-Фендерих, был основан в 60-х годах 19 века.
После окончательного установления советской власти Одесский завод стал именоваться 4-м госмашзаводом. В условиях жесточайшей разрухи после Гражданской войны восстановить его тогда не удалось, и в 1922 году завод был официально поставлен на консервацию. На траурном митинге по поводу смерти В.И.Ленина рабочие завода обязались восстановить его к 1 мая 1924 года, тут же были высказаны пожелания дать заводу имя вождя коммунистов. С 1930 года Четвёртый машзавод имени Ленина окончательно оформился как станкостроительный и успел до войны основательно поработать на индустриализацию.
22 июня 1941 года над Одессой появились фашистские самолёты. 3 июля на заводе стало известно правительственное указание о немедленной переброске завода в глубь страны. Завод на раз-два не перевезёшь. Это огромная работа по демонтажу, упаковке и отгрузке оборудования. Потребовалось построить дополнительную железнодорожную ветку, чтобы увеличить фронт погрузочных работ.
В первом же эшелоне вместе с конструкторской документацией отправили чертежи и документы отдела подготовки производства. Это позволило без промедления организовать на новом месте выпуск станкостроительной продукции. Первый эшелон прибыл в Стерлитамак через неделю. Второй – через три. Причём в пути подвергся бомбёжке, трое человек были убиты, один тяжело ранен. Последующие эшелоны шли по три-четыре недели, а последний, шестой, вышедший в конце июля с металлом и крановыми конструкциями, вынужден был вернуться обратно: железнодорожная ветка оказалась перерезана противником. На автомашинах удалось прорваться директору, главному инженеру, главному бухгалтеру, начальнику финансовой части и начальнику транспортного цеха. Вместе с ними находились драгоценные металлы и алмазы, особо важные документы и 460 тысяч рублей, полученных из Госбанка для нужд предприятия.
За 18 дней, с 7 по 25 июля пятью эшелонами было отправлено всё заводское оборудование и около 800 квалифицированных рабочих с семьями.
Разгрузка оборудования шла, что называется, с колёс. Первой задачей здесь было размещение завода и его работников. Станкозаводу была предоставлена строительная площадка завода нефтяного оборудования. Здесь уже стояли недостроенные корпуса заводоуправления, котельной, дизельной станции, здание главного корпуса из трёх пролётов. Монтировали оборудование и строили цеха одновременно.
Для обеспечения электроэнергией строительно-монтажных работ за несколько дней была проложена линия, подававшая энергию от электростанции кожевенного завода. Для литейного цеха передали производственные мощности артели промкооперации «Металлист»; для модельного цеха передали помещение мебельной фабрики Башлеспромхоза. Потом это будет механический завод пчелоинвентаря. В окрестностях Стерлитамака был организованы карьеры, обеспечивающие литейное производств завода формовочными материалами.
Одесситы в большинстве своём временно переквалифицировались в строителей. Им помогали рабочие, привезённые из Москвы. Естественно, горожане, местные комсомольцы, молодёжь помогали и разгружать, и строить, и шли в ученики к кадровым рабочим.
Отопительная система первое время должна была снабжаться паром от специально закреплённого паровоза. В октябре вошла в строй первая очередь заводской дизельной электростанции.
Пуск завода правительство определило на 8 сентября. Однако в срок уложиться не получилось. Работу сдерживало отсутствие техники для транспортировки оборудования в цехи – на волокушах из железных листов было неподъёмно. Тогда решили провести железнодорожную ветку. Рабочие, инженерно-технические работники стали заправскими путейцами – перевозили на танках землю, забивали костыли, настилали шпалы.
Каким восторгом светились их глаза, когда железнодорожная ветка вступила в строй!
«Я перед самой войной электриком-монтажником на строительстве завода по ремонту оборудования для добычи нефти трудился, – вспоминает Пётр Андреевич Кузнецов, в то время недавний выпускник школы и будущий курсант Рижского военного пехотного училища. – В августе сорок первого наша строительная площадка представляла собой огромный склад оборудования, доставленного из Одессы. А у корпусов, по существу, ещё стен не было. Станки ставили под открытым небом. Сооружали над станком толевую крышу на четырёх стоечках. За станком пожилой рабочий-одессит и рядом девчушка лет пятнадцати: он учит её выполнять простейшие операции. По осени-то такая девчонка к станку встанет, а эмульсия в баке замёрзла. О руках уж и говорить нечего – коченели. Но никто не жаловался!»
Одновременно с монтажом оборудования умудрились выпустить 14 вертикально-сверлильных станков и вытачивали на них корпуса снарядов калибра 45 мм. Достроили главный корпус, построили кузнечный цех, за пять дней спроектировали и соорудили печь для плавки чугуна.
В первых числах октября Наркомат станкостроения СССР, обследовав состояние завода, признал его годным к эксплуатации.
11 октября 1941 года Стерлитамакский станкостроительный завод начал выпускать серийную продукцию, хотя многие пусконаладочные и строительные работы продолжались. В газете Известия» за 16 ноября 1941 года была напечатана небольшая заметка: «Стерлитамак, 15 ноября. Здесь работает Н-ский станкостроительный завод, эвакуированный из прифронтовой полосы. Последний эшелон с оборудованием завода прибыл сюда 15 августа. Благодаря самоотверженному труду рабочих за два месяца удалось смонтировать оборудование завода и пустить его в эксплуатацию на новом месте».
Первой продукцией завода на новом месте была линия из 34 токарно-операционных станков для обработки деталей противотанкового 45-миллиметрового снаряда. По мере изготовления станков они сразу монтировались на выделенном участке. Первоначально планировалось здесь же их и использовать. В ноябре также было изготовлено 90 стерлитамакских вертикально-сверлильных станков. Однако со следующего месяца станкостроение было временно свёрнуто. Завод перешёл в распоряжение Наркомата танковой промышленности и стал производить определённую номенклатуру узлов и деталей для головного танкового предприятия.
11 октября 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР станкостроительный завод за образцовое выполнение заданий правительства по выпуску специальных агрегатных станков для оборонной промышленности был награждён орденом Ленина; большая группа станкостроителей была награждена орденами и медалями: орденом Ленина – директор И.Эльцин, орденом Трудового Красного Знамени – главный инженер Я.Богаковский, слесари С.Лазович, А.Маников, орденом Красной Звезды – секретарь партбюро Г.Тонконогий, орденом «Знак Почёта» – начальники цехов И.Маршер, И.Нурнберг, М.Шендерович, главный инженер строительства Г.Малевич, конструктор М.Надель, литейщик Д.Поляков, формовщик И.Чеботарёв, начальник строительства М.Шевелёв.