Железнодорожное депо
Уже с июля 1941 года на станции Стерлитамак объём железнодорожных перевозок вырос втрое. На фронт непрерывными потоками перебрасывались войска, вооружение; в тыл шли эшелоны с эвакуированным населением, с заводским оборудованием и обслуживающим его персоналом. К тому же, железнодорожный транспорт нёс большие потери в подвижном составе. Резко сократилась ремонтная база, так как паровозоремонтные заводы перешли на выпуск военной продукции. Ощущался острый недостаток запасных частей.
В первые же дни войны на фронт ушло большинство из 180 работников локомотивного депо Стерлитамак, и оставшиеся подвали заявления с просьбой отправить их в ряды Красной Армии добровольцами, о зачислении в народное ополчение. Одако им старались разъяснить крайнюю нужду в квалифицированных рабочих кадрах на предприятии, что каждый сейчас своём посту – боец действующей армии.
Ушедших на фронт здесь заменили женщины и подростки, успешно овладевшие мужскими профессиями, работавшие кочегарами и помощниками машинистов паровозов.
Военное положение на железнодорожном транспорте будет объявлено только в апреле 1943 года, но мобилизованными на борьбу с врагом считали себя все работники депо с первых часов войны. Первое воскресенье августа – свой профессиональный праздник – паровозники Стерлитамака объявили Днём ударного труда. В военное лихолетье нормой стала работа на пределе человеческих сил, массовым – движение под девизом «работать за ушедших на фронт, выполнять по две-три нормы за смену».
От паровозных депо требовали сократить сроки и повысить качество ремонта, улучшить подготовку кадров, организацию труда, увеличить выпуск запасных частей. В депо Стерлитамака была пересмотрена и перестроена система ремонта – помимо текущего промывочного был освоен средний ремонт паровозов. Деповчане ввели в практику, например, устранять течь огневой коробки прямо на горячем паровозе, что строжайше запрещалось официальными инструкциями. Давление в котле сбрасывалось до пяти атмосфер, топка частично очищалась от горящего угля и туда, задыхаясь от дыма и обжигаясь паром, залезал ремонтник (машинист или помощник машиниста) в намоченной телогрейке… Впоследствии поправлять сбившиеся колосники и забивать текущие связи на горячем паровозе стало делом обычным, никто из паровозников не видел в том ничего героического.
Несмотря на тяжелейшие условия, паровозный парк депо Стерлитамак содержался в прекрасном состоянии – и техническом, и внешнем. Чуть выдавалась свободная минута, вся бригада выходила к паровозу – чистила, смазывала, протирала. С целью более быстрого продвижения поездов часть работ переносилась на промежуточные станции, проводилось «сдваивание» поездов. Когда в 1942 году особо остро стал ощущаться дефицит в кадрах, руководство депо бросило клич среди молодёжи города и близлежащих колхозов. Именно в то время в депо пришли М.Маркелов, А.Гумбин, П.Жаворонков, И.Шабрин, А.Доровский, семьи Eвсеевых и Пантелеевых.
По железной дороге прибывали в Стерлитамак эвакуированные из прифронтовых районов заводы.