Стерлитамакский аэроклуб

Стерлитамакский аэроклуб на второй день после начала войны получил указание перестроить работу на военный лад. Требовалось увеличить состав курсантов лётного отделения, ускорить подготовку пилотов для фронта.

В сентябре 1941 года в Стерлитамак прибыл Георгий Семёнович Шеренос со специальным предписанием: создать при аэроклубе парашютное отделение и начать подготовку парашютистов для десантных войск. За год своего существования отделение выпустило сотни бойцов воздушной пехоты. Многие потом служили воздушными стрелками на штурмовиках Ил-2.

В ноябре 1941 года в связи с угрозой захвата Москвы немецко-фашистскими войсками в Стерлитамак переведена часть лётно-технического состава подмосковного Фрунзенского аэроклуба. Среди прибывших лётчики-инструкторы Иван Дранкин, Виктор Серяков, авиатехник Павел Щетинин, старший техник отряда Николай Жмыков, командир отряда Александр Яшкин. Они перелетели сюда на самолётах У-2, Ут-1, Ут-2.

Фрунзенский и Стерлитамакский аэроклубы сливаются в один, начальником назначен Горсков. Курсанты нового набора были выпущены в ускоренные сроки. По архивным данным, к началу 1942 года Стерлитамакский аэроклуб передал Военно- воздушным силам РККА семь пилотов и 11 парашютистов; периодически направлял на аэродромы прифронтовой полосы мотористов, техников. В ноябре 1942 года Стерлитамакский аэроклуб всем составом был передан в распоряжение военно-морского авиационного училища и выбыл в город Сарапул.

Четверым выпускникам Стерлитамакского аэроклуба присвоено звание Героя Советского Союза. Это истребитель Анатолий Александрович Пантелькин, штурмовики Иван Данилович Кочетов, Анатолий Сергеевич Горин и Владимир Алексеевич Секин.

Два года на Стерлитамакском аэродроме было затишье, а в 1944 году сюда перебазировался Белорецкий парашютно-планёрный клуб. Снова началась подготовка призывников для десантных частей. Готовил их инструктор Тимур Шарипович Абуталипов. Начальником клуба был опытный авиатор Миха­ил Григорьевич Масленников, командиром отряда планери­стов – М.В.Кюне. В этот же год пятьдесят планеристов выехали в действующие части. Клуб имел тогда в своём распоряжении шесть планёров, три самолёта По-2 и один самолёт Ут-1. Через два года «бесшумная авиация» перебазировалась в Уфу, слившись с местным аэроклубом.

Поделиться: